Ключевое слово Еврея – тшува – значит одновременно покаяние и возвращение. Возвращение к Богу, возвращение к истокам. Настала пора пересмотреть все ценности и начать все заново.

Эли Визель«Гешарим».

 

  1. Покаяние. Фундаментальное начало.

a)     Определение покаяния.

b)    Все начинается с покаяния.

  1.  Первая заповедь.

a)    Цель: Признание Бога.

b)    Признание греха безбожия.

c)     Плод покаяния. Послушание жизнью.

 

  1. Искупление
  2.  Повеление. Выход из рабства.
  3.  Раскаяние и покаяние.

 

1.Покаяние. Фундаментальное начало.

Покаяние — краеугольный камень в основании христианства, и этот камень должен лечь грузом на все человечество без какого-либо исключения. Джон Райл. «Размышления над Евангелием от Матфея».

В гармонию мироздания Божьего, которое после сотворения было «хорошо весьма» (Бытие 1:31), ворвался грех. Человек, ставший образом и подобием Бога и предназначенный быть Его представителем в сотворенном мире, вступил в общение с сатаной. Книга Бытие. 3 глава.

Рассудите Меня с виноградником Моим.. что еще надлежало бы сделать.. чего Я не сделал ему?»(Ис.5:3-4), — вопрошает Ягвэ у самих Иерусалимлян. В предверии евангельского Откровения здесь у Исайи Бог, несмотря на все предупреждения о неотвратимом суде, выступает как требовательный и любящий воспитатель, пытающийся объяснить ученику реальную пользу следования заповедям для него самого: не Богу нужно благочестие и покаяние, а Израилю, чтобы выжить и не исчезнуть. Но слова любви Божией, предполагающие свободное и ответственное решение, во все времена оказываются понятными лишь для немногих.  Священник Лев Шихляров. «Введение в Ветхий Завет» (конспект лекций).

Проблема не в том, что змей (сатана) заставил людей сомневаться. В конце концов, Бог поставил человека

владычествовать, прекрасно понимая, что на земле есть диавол и сатана.

Бог создал человека. Человек может выбирать. И хотя абсурден такой выбор: рай или ад, – тем не менее только наличие выбора позволяет человеку быть личностью. Человек решил: «Буду свободен от

Бога», – стал зависим от греха, увидел, что наг, и испугался Бога. Выбрал. Теоретически имел право, фактически – нет.

Во всем виноват Адам? Или Ева? Или змей?

Я слышу крик человека:

— Бог, зачем ты дал выбор?

ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЛЮ.

— Но я ведь могу предать, как Адам, как Иуда, я ведь могу

не выдержать! Лучше без выбора!

НЕТ ВЫБОРА, НЕТ ЛЮБВИ, НЕТ СЧАСТЬЯ — ТЫ

ЭТОГО ХОЧЕШЬ? ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ РОБОТОМ? РОБОТЫ

НЕ ПРЕДАЮТ.

— Ловушка?

НЕТ, ДОВЕРИЕ.

— Зачем?

Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!

Любовь всегда основана на доверии. Грех всегда основан на неуверенности. Мы согрешаем тогда, когда не знаем Бога, не знаем о Его мотивах и любви к нам.

ПРИ ЧЕМ ТУТ Я? Законный вопрос. Прошло 2000 лет, я

что, должен Богу за Адама? Я никого не убивал, Я НЕ ГРЕШНИК!

Крик эгоиста.

 

Слово «Resipiscence», с латинского «покаяние», означает признание своего греха. Это очень характерно для умонастроения людей в Средние века. Этимологически слово означает «возвращение к разуму» от латинского «sapere» — «знать», «быть мудрым», ибо слова «мудрый», «ученый» и «знающий» почему-то смешиваются в сознании людей.  *Список слов, происходящих из Вульгаты. (*Вульгата-латинский перевод Библии)

«Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.)».

 

Покаяние в том и состоит, что я падаю ниц перед Богом и признаю: только Бог может сказать мне, как следует жить. Сам я этого не знаю. Ф. Янси «Много шума из-за церкви».

В вопросе Бога содержится призыв к покаянию, на что указывал Ориген: «Бог говорит Адаму «где ты?» не потому, что хотел разузнать о нем, но потому, что хотел напомнить ему. Ибо тому, кто сначала ходил в блаженстве, но вскоре нарушил заповедь и сделался голым, он напоминает (об этом), говоря: «Где ты? Посмотри, в каком состоянии ты был и где ты (теперь), когда отпал от сладости рая»".Если бы Адам сказал «я согрешил», он, несомненно, был бы прощен, утверждает преподобный Симеон Новый Богослов.

а)  Определение покаяния.

 

Слово тшув имеет более широкое значение, чем просто «духовный процесс изменения взглядов». Оно относится к существу человека и обозначает его полное обращение к Яхве.

Библейская энциклопедия Брокгауза.

 

Проказа –тяжелая, неизлечимая болезнь используется в Библии для обозначения греха и наступления безбожного периода в жизни человека.

†                    9 Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;  священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо,  то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. (Лев.13:9-11) 

†                    Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист; (Лев.13:12-14)

Два примера из одной главы Священного Писания  раскрывают принцип признания греха.

†                    Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Мар.2:17)

Либо человек весь в проказе и признает себя полным грешником в глазах Божьих, отрекаясь тем самым от безбожия, либо будучи духовно здоров и находясь в Боге, совершает грех и кается, прося милости Божьей.

Лукавый хочет, имея «немного» проказы (греха) не признавать себя нечистым, но требовать исцеления как улучшения ситуации. Дальнейший библейский пример подчеркивает бесперспективность такой жизни.

†                    12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали  и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. 15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. 17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? 18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? 19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. (Лук.17:12-19)

Задача в том чтобы перейти в мышлении от понятия грех, к понятию возврат к Богу. Пока этого не произошло, возникают (Лук.17:12-19) «проблемы девяти прокаженных», не усвоивших решение основной задачи в своей жизни. Исследование термина «покаяние» подтверждают это:

†                    3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.

(Лук.17:3,4)

 

При чтении этих мест надо никогда не упускать из виду, что даже в новозаветном греческом языке три решающих слова здесь, прощение, покаяние, ошибка имеют обертоны, передаваемые в переводе не полностью. Так, прости (прощение) значит собственно: попускать, допускать, высвобождать и стало быть прощать; покаяние означает просто переменить свой образ мысли, и поскольку оно употребляется также для передачи еврейского schuw(тшув), оно означает также одновременно поворот и возвращение, но не раскаяние и покаяние как мы их понимаем; речь идет об отвращении от «грехов», не о сосредоточении на них в покаянии и раскаянии; ошибка, наконец, это по сути «ошибка» и «промах», т. е. явно нечто совсем другое чем то, что мы имеем в виду, когда говорим о грехах . Цитируемый в тексте стих можно было бы поэтому переводить следующим образом: «И если он семь раз на дню ошибется в отношении тебя и семь раз на дню снова придет и скажет: я меняю свой образ мысли, то ты должен отпустить его на свободу».

Д.Локк «Опыт о веротерпимости».

МЕТАНОЙЯ (греч. «изменение ума», «покаяние») — обращение к Богу и начало формирования собственно христианского разума — мышления человека, чье *сердце духовно пробуждено, пронизано любовью к Богу и ближнему, ответственно за истину и добро и укоренено в Слове Божием. В персоналистической католической мысли ХХ в. термин «метанойя» нередко означает лишь первый шаг на пути обращения, когда мотивы самого обращения еще не во всем чисты; нужны следующие шаги, итогом которых становится «фундаментальный выбор» — полное принятие Бога в любви без всяких условий, с готовностью следовать до конца по жертвенному пути по призыву свыше. Л.И. Василенко Краткий религиозно-философский словарь.

Вывод: Покаяние начинается с признания греха и признания себя грешным. Покаяние это обращение от того, что удерживает человека от спасения, к тому, Кто спасает его. т.е. фактически всегда, когда мы не понимаем Бога и это непонимание лишает нас уверенности в спасении, уверенности вообще в правильном действии и ситуации нам необходимо покаяние.

 

 b) Все начинается с покаяния.

Мы честно молились о пробуждении. Мы собирались дважды в день, но вскоре Господь ввел нас в такое глубокое покаяние, что наши занятия по исследованию Библии оказались отодвинутыми на задний план, и мы просто плакали и каялись. Эрло Штеген. «Пробуждение в племени Зулу». 

Когда человек желает спастись, мы ему говорим: «Для того, чтобы тебе спастись пред Богом, тебе нужно покаяние». Он говорит: «А потом что делать?» Мы говорим: «Просто верь, что Бог тебя любит, что Бог есть» и всё такое. Мы это говорим, даже не задумываясь над этими фразами, но, вырастая в Боге, как мы думаем, набирая свой христианский «жир», становясь великанами, мы вдруг эти понятия благополучно забываем. Я могу смело заявить, что христиане, именно верующие люди со стажем, уже далеко не так верят в покаяние и веру, как люди новообращённые. Забывая первоначальные понятия, мы начинаем разбухать. Но разбухаем мы, знаете, в чём? В нашем общении с деревом познания добра и зла. Мы говорим: «Ну, вера, покаяние – это слишком просто. Это было в начале. А сейчас-то чего? Сейчас надо голову набить мудростью, понятиями».

-          Пастор, а как вырасти?

Я говорю:

-          То же самое. Нужно покаяние.

-          Да нет, нужно что-то уже большее.

Большего нет. Наоборот, чем больше человек размышляет о том, что ему нужно больше, тем больше ему должен Иисус открыться в том, что ему нужно умалиться. Вот этот христианский вопрос: как может человек родиться, будучи стар? Как мы можем обновить свои мозги, будучи уже верующими людьми, когда мы уже много знаем о Боге?

 

И ответ Бога не изменится. Мне очень нравится, что, приходя в церковь, мы ищем. Потому что найти Христа (послушайте, мы же проповедуем это неверующим людям) очень просто. Почему же тогда верующему человеку найти Христа очень сложно? Для неверующих найти Христа – это совершить два действия,  покайся и верь, что Бог тебя любит. Всё. А для верующего что другая формула? Другая какая-то формула нужна?

 

Не пренебрегайте покаянием. Каждый период значительного духовного роста в вашем хождении с Богом будет предваряться периодами глубокого покаяния. Мы говорим о состоянии покаяния, с которым мы обращаемся к Богу до тех пор, пока в нашей жизни не возникнет плод праведности. «Подготовить» — это и есть цель покаяния. Фрэнсис Фрэнджипейн «Святость, истина и присутствие Божье».

 

Христианин может сетовать, что у него чего-то не хватает в жизни. И это поправимо. Но, опять же, ему дано покаяние свыше, как принцип, через который, Бог разрушает  преграды. Представляете, я скажу, что верующие люди,  не верят в покаяние. Знаете почему? Я очень часто об этом думаю, я иду по улице, вижу бомжа и я понимаю, что банально, но вот сейчас молитва из 3—5 слов изменит его жизнь. Но приходит ко мне брат и говорит: «у меня такие проблемы». И невероятно, но молитва из 3 –5 слов не меняет его жизнь. Представляете?! Понимаете, о чем я говорю? Верующие не верят в покаяние. И не верят в Духа Божьего. Не верят в то, что молитва изменяет жизнь. Я это видел. То, что происходит в результате покаяния, у многих потом не происходит в течение 20, 50, не знаю скольких лет христианской жизни. Но чем отличалась первая молитва. Особым помазанием? Да не верю я в это.

 

Покаяние — поворот от греха — означает не только сожаление о дурном поведении, хотя и это тоже. Оно означает, прежде всего: человек понял, что до сих пор угождал не Богу, а себе, — и решил с этим покончить. Мелвин Е. Лоренцен «Призывная проповедь».

 

Проблема в том что покаявшись однажды мы перестаем исполняться любви и чувства к Тому от Которого все, забываем о смысле покаяния –любви к Богу, воспринимая его (покаяние), только как инструмент собственного спасения.

Но ведь если «метанойя» столь необходимая нам при желании спастись меняет наш разум то и применение покаяния как изменения мышления бесконечно. Любое несоответствие наших представлений с Божьими начинается с покаяния «метанойи» сердец и помышлений приводящих в итоге к сердцу Бога.

 

1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.

2. Это слово («покайтесь») не может быть понято как относящееся к таинству покаяния, то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника.

3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечет всецелого умерщвления плоти.

4. Поэтому наказание остается до тех пор, пока остается ненависть человека к себе, это и есть истинное внутреннее покаяние, иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное. Д.Фокс. «Книга мучеников. Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

 

2.Первая заповедь.

Настоящее покаяние является результатом любви. Джон и Пола Сандфорд. «Изменения внутри тебя».

 

а) Цель: Признание Бога.

 

Заповедь № 1

Исх.20:2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

В течение столетий Бог вводит слово «покаяние» в историю спасения — таков смысл Моисеева Закона. Юрий Решетников. «Закон Моисеев как правовой документ древности».

†                    Всегда одна и та же проверка: «Любишь ли ты Меня?» (Иоан.21:15-17)

 

Каждый человек верит в бога. Я не говорю о христианах сейчас. И я не говорю о мусульманах, буддистах и тому подобных людях. Я говорю о том, что человек вообще не посещающий никакие храмы, верит в бога. Своего бога. Я имею в виду веру в бога как поиск ответов на вопросы сердца. Мы все находим эти ответы. Дают они непродолжительный покой, расслабление, временные цели, быстрый успех, убивают память и желания. Люди находят ответы в водке, блуде, работе, детях, в увлечениях.

Говоря иначе, покаяние требует создания нового, единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог. Когда человек сумеет спаять все свои мысли, чувства и решения с этим единым центром, тогда из этого и создастся та цельность, монолитность души, которая дает громадную духовную силу. Св.Василий Кинешемский.

б) Признание греха безбожия.

Первая заповедь подводит народ, народ сотворенный, а значит в любом случае Божий к отделению всей жизни для одного Бога. Образность Ветхого завета объясняет здесь то что смысл первой заповеди не отмирает при рождении в христианской стране или даже при покаянии. Наоборот и то что Иисус укрепил десять заповедей своим исполнением закона: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. (Матф.5:17) служит нам еще в большей мере пониманием – покаяние не просто извинение. Покаяние – определение пред Богом и начала отделения для Бога. И в личном смысле – покаяние это определение своего Бога. Первое откровение – которое должно быть получено человеком: проблема не в его грехе, а в его жизни без личного участия Бога.

Покаяние без Господа невозможно. Арх. Антоний. «Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божьей благодати».

 

чувствуя в себе желание быть христианином и совершая необходимое для этого (причастие, крещение и т.д.)  не все верующие к сожалению знают Бога лично и ищут Его Лица и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.(Быт.3:8) хотя поиск Лица Божьего и встречи с Ним и есть сам смысл пребывания христианина на Земле.

 

Бог личность.

Существенное отличие религии от философии составляет символ, образ. Людвиг Фейербах. «Сущность христианства».

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт.1:27)

… путь восточного богословия есть покаяние человеческой личности пред Лицем Живого Бога. Это — непрестанное изменение человеческого существа, устремляющегося к полноте своего раскрытия, к соединению с Богом, совершающегося Божественной благодатью и свободой человека.  В. Н. Лосский «Очерк мистического богословия восточной церкви».

Бог сотворил человека образом и подобием Своим. Чтобы человек стремился к лучшему исходя из… из своих представлений о Боге. Верующий исходя из Писания и общения с Богом, а неверующий (человек неверующий в Христа, но исповедующий и поклоняющийся другим богам?)

14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2:14,15)

Неверующий жил без Бога. Но совесть его питаемая Богом обличала его и толкала к совершенству , т.е. к образу Божьему.

св. Иоанн Златоуст говорит: «Если (Христос) «просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. 1,9), — каким образом люди пребывают без просвещения? Он действительно просвещает всякого, но если некоторые, закрывая самовольно очи ума своего, не хотят принимать лучей сего света, то пребывание их во тьме зависит не от естества света, а от несчастия тех, которые по своей воле лишают себя дара. Ибо благодать излилась на всех…, и не желающие пользоваться таким даром должны, по справедливости, самим себе вменять свое ослепление» .МДА. Доцент В.Д.Сарычев. «Конспект лекций по догматическому богословию».

Мы все стремимся к совершенству, не желая часто признавать, что само стремление это и есть результат Божий в нас.

«Εν τούτω γαρ τω καιρώ άναγκαΐον χρήσασθαι ημάς τη καλή μετάνοια, δπωζ ναοί θεοΰ χρηματίσωμεν… «Подобает нам в нынешнем веке совершить прекрасное покаяние, чтобы мы нареклись храмами Божьими». Эти прекрасные слова содержатся в замечательном памятнике византийской духовной словесности VII века «Луг Духовный» (607 — 622), созданном св. Иоанном Мосхом.

Молитва покаяния не происходит от четкого понимания, что это такое. Фактически, мы выдаем Богу только один чистый продукт – это сама молитва. Только исходя из него мы получаем внутрь семечко. Очень важный момент: это семечко не произошло от нас. Оно дано Богом в результате покаяния.

Но все, что окружает семечко, – это вообще не Божье.

То есть христиане думают: «У меня уже все нормально. Осталось только большую бибику приделать на руль, чтобы ехать и гудеть:«У меня все классно, я христианин». А Бог говорит: «У тебя и

машины-то нет. Все, что ты получил сейчас, – это «бибика», которую пока прикрепить не к чему». Христиане с этой иллюзией, что у них еще даже машины нет, расстаются очень тяжело. Мы полагаем, что

рост начинается в момент покаяния, исходя из наших сил, усилий, затраченных на то, на то, на то. Ничего подобного. Рост происходит в результате того, что Бог дает тебе семечко в ответ на твое покаяние. Но семечко не питается ресурсами, приготовленными для него. В человеке еще нет ничего доброго. Только это семечко. А христианин часто думает: «Я пришел к Богу. Все хорошее во мне Бог сейчас благословит, а плохое само по себе уйдет». А все происходит совсем не так. Семечко дается, и семечко там внутри гибнет. Оно не подпитывается хорошим, душевным. Такого не бывает. Потому что то, что есть в человеке хорошего, это душевное. Семечко должно подпитаться духовным. Вот где наша ошибка, наша боль. Мы думаем: «Бог, Ты возьмешь это Свое, да если Ты еще умножишь это

на мое все лучшее… Да мы такие, Бог, с Тобой вещи сотворим». Что христиане делают? Питают душевные порывы. То есть то, что ты светиться изнутри начал, и Бог дал новую жизнь, это произошло

благодаря семечку. Но твоедушевное очень хочет выдать желаемое за действительное. Этот период люди называют периодом роста, а это не рост. Пока что это период отмирания старых тканей.

Теперь пойдем дальше и рассмотрим исповедь грехов. Вас ожидает более высокое понимание и более глубокое переживание исповеди и покаяния. Если вы желаете идти этим путем, вам необходимо знать кое-что об исповеди греха, относительно которой есть много недопонимания. В прошлом, когда вы исповедывали свои грехи Господу, вы скорее всего испытывали чувство сожаления, не так ли? Однако существует более высокое переживание покаяния и более глубокое переживание исповеди греха, чем чувство сожаления. Вы обнаружите, что вместо чувства сожаления у вас появляется нечто другое — любовь и спокойствие. Эта любовь, это спокойствие приятно пропитывает вашу душу, и, тщательно пропитав ее, полностью завладевает ею.Приятное покаяние? Исповедь греха, приносящая любовь и спокойствие? Если вас никогда не наставляли в этих вопросах, то вполне естественно, что вы будете сопротивляться этой любви. Вы будете по-человечески пытаться произвести печальное чувство перед Богом.

Вам часто говорили, что сердце, скорбящее о грехах, угодно Богу. Это правда. Но поймите вот что: пытаясь своими силами произвести печальное сердце, вы теряете истинное покаяние. А что такое истинное покаяние? Переживали ли вы когда-нибудь настоящее, истинное покаяние? Вспомните. Не было ли оно глубоким чувством любви, изливающимся внутри вас? Именно эта любовь, это глубокое чувство любви и является намного более чистым и высоким выражением покаяния; оно выше всего, что вы можете произвести своими усилиями. Эта любовь вбирает в себя все чувства покаяния, соединяет их в себе, и выражает полноту покаяния намного более совершенным путем, чем все части покаяния, выраженные Господу в отдельности. Гийон Ж. «Метод молитвы»

с).Плод покаяния. Послушание жизнью.

 

 Покаяние — внешний двор.

покаяние — передача своей жизни Иисусу Христу…


2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».

3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,

4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, (Евр.9:2,4)

(Евр.9:4)

Скиния является образом внутреннего храма человека, развития его поклонения и познания. Так вот покаяние является внешним двором скинии.

Внешний двор был частью святилища, куда был открыт доступ для народа. Только во внешний двор имели право входить язычники. Это объясняет нам Божье отношение к покаянию: наряду с радостью и благословением, исходящим от Бога на всякого покаявшегося, тем не менее – покаяние лишь первый шаг к Богу. И шаг эот еще неочищенный и несвятой в Божьем смысле слова, так как по устройству  скинии очевидны следующие два раздела: «Святое» и Святое-святых».

Совершая покаяния человек, неизбежно отрывается от привычных земных стандартов, приближаясь к стандартам Божьим скрытым в нем, к образу Божьему. Это внутренние противоречия, конфликты. Конфликты усиливаться тем, что скрытое Богом поднимается. Расправляет крылья, а человеческий эгоизм еще никому кромка себя не может дать любви .Но Бог зовет. зовет к любви своей .объясняя что жизнь человека будет полна Богом только через любовь к нему.Но решение твоего сердца в этот момент было еще далеко от идеального. Дальше начинается другая жизнь, потому что у человека внутри появляется две разных личности. «Она такая классная и чудесная. Еще и Бог ее благословил, и теперь вообще пойдет в рост. Навозом умастил то, что было», – думаем мы. Но это не так. Потому что Божье – это не навозное. Как раз наоборот, Бог взял Свое семечко и посадил его тебе в навоз. И теперь вся задача Бога в том, чтобы в итоге у тебя произошла одна личность. Но никак не две. Вот это и проблема христианина. Когда он приходит к Богу, он думает: «Сейчас Бог начнет меня уважать». И это продолжается до того, пока человек не сталкивается с такой проблемой, что ему надо научиться уважать Бога. Совет ангелу Ефесской церкви очень простой: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся». Итак, христианину только предстоит стать личностью в Божественном смысле слова, настоящим человеком. Дверь эта открывается благодаря покаянию. Дальше человеку предстоит взрослеть в результате собственного выбора и решений.

Легкий «сэйв». В хоккее успешно пойманную шайбу, обычно называют «сэйвом», спасением по-русски. В среднем за матч вратарь совершает 20-30 «спасений». Но ведь это ВСЕГО ЛИШЬ отбитая шайба и ничего больше. Примерно так и выглядит спасение многих христиан как очередная отбитая проблема или грех и никакой настоящей спасенной жизни.

 

Образ покаяния как ковчега, спасения как построение ковчега – цели верующего спасение не себя для себя лично, а спасения себя для Бога.

Это и есть покаяние, которое исходит не из эгоизма, а из любви к Богу. Производится это покаяние не как себялюбивое желание избавиться от чувства вины, чтобы пожить для себя, а покаяния ради построения внутреннего храма Божия, с целью поклонения в нем и с ним Христу.

Жизнь, послушание и нелепая ошибка Ноя в конце жизни показывают надлежащее отношение к покаянию как к началу выстраимого спасения всего себя.

Быт 6:6 Ной- покой (евр.)

 

  1. 1.     и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
  2. 2.     И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
  3. 3.     Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].
  4. 4.     Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Избрание Ноя дало возможность покаяния для него и привело к строительству своего личного спасения. Послушание лучше жертвы. Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле.

 

22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;

23 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].

(1Цар.15:22,23)

 

Далее устройство ковчега происходит таким образом через устройство  нижнего, второго и третьего жилья. — спасения как передачи Богу духа, души и тела, что очевидно Бог говорит человеку не о мимолетной встрече. Бог всегда предпочитает вечное временному, послушание всей жизнью временной и пустой свободе.

 

Ковчег (тевах (евр.) — то же слово, что и корзинка Моисея) — ковчег спасения.

  1. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. ( крепкий и без дыр)
  2. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. ( локоть = 0,5 м.) ( высокий, длинный, широкий)
  3. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. (дух, душа и тело)
  4. 4.     И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.

 

Ной строил спасение для Бога по вере. Не основываясь на получении даров, а на послушании жизнью и приготовляя себя для Господа.

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо,

 Благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего;

ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. (Ев 11:7) 

Покаяние готовит путь и делает прямой стезю нашего сердца. Покаяние наполняет всякий дол и понижает всякий холм и гору, как в нашей собственной жизни, так и в жизни церкви. Покаяние готовит нас к Его присутствию. Без покаяния вы, по сути, не сможете жить в Его присутствии. Покаяние дает возможность искать Его присутствия. Оно прокладывает для вас путь, чтобы вам достичь Бога (или для Бога, чтобы Ему достичь вас!). Спросите об этом у Иоанна Крестителя. Когда он проложил путь, Иисус смог прийти по нему. Загвоздка вот в чем: давно ли вы сказали: «Я буду следовать за Богом»? Давно ли вы отложили все, что когда-либо поглощало вас, и побежали по дороге покаяния в поисках Бога? Томми Тинни. «Искатели Бога».

Результат любой религиозной активности, которая не начата и не направляема Святым Духом, в Евреям 6:1 суммируется фразой — «мертвые дела». Средство исцеления от этого дается в этом же стихе — покаяние. Для меня лично это было очень ясно. Я не мог обвинять других. Мне нужно было нести ответственность за то, во что я был вовлечен. «   Более того, я понимал, что я огорчал и игнорировал Святого Духа. Принс Дерек «Благословение или проклятие: ты можешь избрать».

 

Ошибка Ноя – он престал жить покаянием как образом мышления. Получив обещанное спасение и укрепление он перстал заботиться о приготовлении себя для господа и согрешил, получив трагедию и проклятье в семье.

 

20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.

22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

(Быт.9:20-25)

 

Покаяние – если  первая ступенька, то  и последняя. Она является той ступенькой, на которой ты всё время находишься. Ты не можешь не стоять на ступени покаяния. Люди, смелые,  гордые, наглые по плоти, говорят: «Я покаюсь и пойду за Богом». Ты не сможешь пойти за Богом, если ты соскочишь со ступени покаяния.

Покаяние – это не та ступень, с которой можно сойти. Потому что ты не можешь быть перед Богом человеком без покаянного сердца, без сердца, которое сокрушено, без сердца, которое постоянно жаждет Божьего прощения. Люди осмеливаются думать, что через покаяние грехи их прощены, и они могут дальше идти за Богом, не беря с собой понимание этого покаяния. Но подумайте, что сделал Иуда со своей жизнью. Иуда не обратил внимания на ступеньку покаяния. Он не обратил внимания, что эту ступеньку можно, нужно и необходимо носить с собой.

 

сотворите же достойный плод покаяния (Матф.3:8)

 

Покаяние нужно нам самим. Пол Брэнд, Филипп Янси «По образу его»

 

Богу не доставляет удовольствие наше покаяние снова и снова, хотя это и существенно; скорее Он желает, чтобы мы жили в постоянном сокрушении.Господь все определяет по плодам, ваша искренность в молитве (а это обязательное условие, т.к. в Библии нет текста этой молитвы, гарантирующего успех при произнесении) проверяется со временем.

 

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

37  но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

38  ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег,

39  и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; (Мф. 24:36 )

 

Искупление.

 

Смерть на кресте – это жертва, принесенная любящим Богом  или что-то больше? Красиво скажем: что на свете может быть больше искупления? Искупление зачастую воспринимается как определенная необходимость. Как должное.

Йом Кипур в наши дни остался тем же, чем он должен быть по определению Торы: днем покаяния и добровольного аскетизма, днем «смирения души». Церемония Искупления занимает всю шестнадцатую главу Книги Левит. Это был тот единственный день в году, когда Аарон вступил в суровое, безмолвное пространство, огражденное завесой, в западный придел святилища в пустыне — в «святая святых», в обитель Б-жественного Присутствия, в место, где в Святом Ковчеге под массивной золотой крышкой, украшенной изображениями двух херувимов, лежали разбитые остатки первых скрижалей и каменные скрижали, на которых был начертан Закон. В Талмуде описывается, как тот же внушающий трепет обряд был совершаем первосвященником в последние дни Второго Храма. Что же делал в тот день первосвященник — и в святилище среди пустыни, и в обоих Храмах? Он искал прощения для себя, для всех священнослужителей и для всего народа Израиля — прощения за то, что был преступлен Закон. Когда церемония, длившаяся почти весь день, благополучно завершалась, весть о том из Храма распространялась по всему Иерусалиму, вызывая повсюду радость. Таким образом, в эпоху Храма Йом Кипур вызывал двойственные чувства: это был день священного трепета, исполненного величавой торжественности, и в то же время он заканчивался великим весельем. Община обычно проводит целый день в синагоге. Литургия в Йом Кипур — это самая длинная литургия иудаизма. Во всех молитвах говорится о покаянии перед судом, об исправлении сделанных ошибок и искуплении грехов, — так же как в молитвах, возносимых в Рош Гашана, ибо день,когда раздается звук рога, — это один из актов трагедии суда и искупления. В молитвенниках оба дня объединяются как Дни Трепета — нечто вроде единой великой метафоры, проходящей красной нитью через несколько десятков стихотворений в прозе, гимнов, покаянных молитв.Искупление грехов в этот день — это процесс взаимоотношения человека с Создателем. Эли Визель «Гешарим»

Известно, что первый канцлер ФРГ Конрад Аденауэр совершил покаянный поступок в Иерусалиме, когда он преклонил колени у Стены плача. Тогда, по словам историков, его родина, перед всеми виноватая и всеми проклинаемая, встала с колен. Уместно привести здесь выдержку из письма Президента группы предприятий «Лидер» Сергея Бухдрукера канцлеру Германии господину Шредеру: «… я обращаюсь к вам, уважаемый г-н Шредер, а в Вашем лице к народу Германии и приношу глубочайшие извинения за то, что руковожу предприятием, чья продукция* некогда лишила жизни тысячи Ваших соотечественников.

Я обращаюсь** также к руководителям предприятий всего мира, производящих сегодня или производивших в прошлом орудия убийства, с предложением присоединиться к акции группы предприятий «Лидер» и принести извинения народам тех стран, которые пострадали от производимой нами продукции. Это, по моему мнению, внесет огромный вклад в процесс осмысления ценности человеческой жизни».

Аналогичное покаяние* было принесено бывшими Президентами США Дж. Бушем и Р. Рейганом перед американскими японцами, несправедливо  просидевшими в концлагерях много лет. По отношению к ним – это был акт несправедливости. Благодаря демократическим традициям и здравому смыслу американского правительства был принят закон о гражданских свободах и государство извинилось перед своими согражданами. Министр юстиции США Дик Торнберг сказал тогда: «Признав в конце концов эту несправедливость, страна не только не разрушает своего единства, а лишь утверждает искренность уважения к Конституции, а значит, и к народу. Заставив нас переосмыслить историю, вы лишь сделали нас более сильными и гордыми».         Было покаяние и в России. Когда народы Кабардино-Балкарии** отмечали 50-летие депортации. Президент Российской Федерации, Б.Н. Ельцин обратился к балкарскому народу: «Сегодня, в скорбный день 50-летия насильственного переселения балкарцев, низко склоняю голову перед памятью безвременно погибших в ссылке, выражаю искреннее сочувствие и соболезнование их родным и близким. – Как Президент российской Федерации приношу Вам извинения за допущенную несправедливость». Восстановление исторической истины имеет огромное морально-политическое и нравственно-психологическое значение для народа в целом и каждой личности.

 

*Речь шла о предприятии челябинского завода, который производил реактивные установки «Катюша» в годы Великой Отечественной войны, аналогов которым у немцев не было.

**См: газ. «Коммерсант». — 1999, 3 июня. – С. 1-3.

*Литературная газета, 1990, 24 октября.

**Газета Кабардино-Балкарская правда, 1994, 10 марта.

Ф. С. Эфендиев.  «Этнокультура и национальное самосознание».

 

Далее из книги Болотникова (Евангелие в ветхозаветном святилище)

В книге Бытие, 4 главе мы читаем всем хорошо знако­мую историю о том, как Каин и Авель принесли Богу жертвы.

Жертва Каина в оригинале названа словом «минха». Где еще в Библии встречается это слово? В Книге Левит читаем: «Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» – в русском пере­воде)»…(Лев. 2:1) Из всех указаний, данных левитам, мы узнаем, что слово «минха» всегда означает жертву бескров­ную, хлебную. Именно такую жертву – «минха» – и принес Каин. В чем же его вина? Сравним его жертву с жертвой Авеля.

Авель принес дар «от первородных, от тука их». Книга Левит предписывает приносить в жертву тук животных в том случае, когда совершается жертва за грех. Такое жерт­воприношение названо словом «хатат». И слово грех, кстати, тоже «хатат». В данном случае речь идет именно о «жертве за грех». Принести ее – значит признать себя греш­ником, признать свою вину перед Богом. Каин не делает этого. Он не считает себя грешником.

 

9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. (Рим.5:9,10)

Апостол пишет, что через смерть Христа мы примиряемся с Богом. Примирение – это начало новых отношений. Эти новые взаимоотношения в Ветхом Завете начинались как  раз с того момента, когда Бог заключал завет с человеком. Примиряясь с Богом, мы, христиане, тоже вступаем с Ним в отношения завета. Но апостол Павел в 9 стихе очень четко показывает одну важную деталь: это примирение с Богом возможно только после того, как мы становимся «оправданы кровию Его».

Оправдание, по-гречески «дикайома», означает «заверение в праведности». Иными словами, все наши прошлые грехи изглаживаются, и мы приобретаем «благоволение пред Господом» (Лев. 1:3).

 

Само слово «праведник» в Ветхом Завете означает не «безгрешный человек», а человек, оправданный Богом. Эту мысль подтверждает Соломон, когда вдохновленный Духом Божиим, пишет, что и праведный человек может упасть, ошибиться, оступиться.

Изучив ветхозаветные жертвоприношения, мы могли заметить, что в израильской системе богопоклонения грех, или вина должны были быть перенесены с раскаявшегося грешника во святилище посредством жертвы. Причем, чем тяжелее был совершенный грех, тем дальше внутрь святилища должен был он проникнуть.

В ветхозаветном служении за многие грехи была предусмотрена заместительная жертва. Однако мы видим, что не за все. Самым тяжким грехом, который можно было все же очистить, являлось неумышленное убийство. Но, как мы уже говорили, в подобном случае смерти животного было недостаточно. Только смерть первосвященника могла загладить этот грех. За более тяжкие преступления заместительной жертвы не было предусмотрено. Такие преступления квалифицировались как осквернение святилища и не имели прощения. (Лев.20:2,3)

 

 В Библии описано три основных случая, которые классифицировались как осквернение святилища.

  1. Умышленное убийство, или как Библия называет его, «пролитие невинной крови».
  2. Участие израильтянина в языческих ритуалах и оргиях (Левит 18 и 20).
  3. Пренебрежение законом о ритуальной нечистоте (Левит 15:31).

 

16 и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.

(Лев.16:16)

 

16 стих 16 главы книги Левит богословы называют «формулой очищения». «И очистит святилище от нечистот сынов Израилевых, от их восстаний и от грехов их» (буквальный перевод). Итак, День искупления наглядно иллюстрировал процесс уничтожения грехов во всех его проявлениях. Рассмотрим подробнее нашу «формулу очищения».

Во-первых, «нечистоты» — по-еврейски «тамэ», конкретно говоря о ритуальных нечистотах. Это первое, на что хочет обратить Господь внимание израильского народа. Все те мучительные страдания, за которые следовало приносить очистительные жертвы, все те случаи, когда человеку приходилось соприкасаться со смертью, сама смерть и болезни в этот день должны были быть уничтожены. Это было важной иллюстрацией для израильтянина. Кровь козла, принесенного в жертву за весь народ, занесенная во Святое Святых, теперь изглаживала все эти проблемы. Как об этом пророчески писал Исаия (53:4): «Он понес наши болезни».

Последнее выражение «от грехов их» тоже имело важное значение. Не только от последствий греха избавлялся человек в этот день, но и от всех греховных наклонностей он должен был быть очищен.

Оба эти слова — «нечистоты» и «грехи» — говорят о важном смысле Дня искупления. День этот указывал на новое творение. Человек, избавленный от болезни и смерти, творится Богом заново.

Однако есть еще одно слово в этой «формуле очищения»: «от восстаний их». Еврейское слово «пеша», употребляемое здесь, тоже нами рассматривалось. Оно обозначало осквернение святилища, открытое поношение имени Божьего и восстание против Него. Даже эти тяжкие грехи изглаживались в День искупления, но уже не посредством нового творения, а судом Божьим.

Дополнительные жертвы,   приносимые в День искупления

День искупления не ограничивался ритуалом, совершаемым во Святом Святых. Хотя это был самый важный, центральный ритуал, но тем не менее в этот день необходимо было совершать еще 2 ритуала.

Во-первых, приносилось особое всесожжение: 1 телец, 1 овен и 7 однолетних агнцев. Кроме того приносилась жертва за грех, в дополнение к основному ритуалу (Левит 29:11). Эти жертвы имели огромное значение, ибо указывало на великое терпение Божие: покаяние и прощение греха возможны даже в самый последний момент. Бог ждет грешника до последнего возможного предела. Однако когда жертвенник очищен, и во Святилище уже нет греха, тогда никакой грех перенести туда уже невозможно. Первосвященник еще совершает определенные действия, но времени для покаяния уже нет. Лишь только в самом конце, когда первосвященник оканчивал очищение жертвенника, и грех невозможно уже было переносить во святилище, дверь благодати закрывалась.

 

Сколько нужно для искупления?

В других религиях Бог требует приносить жертву ему, а в христианстве Бог нам принес жертву. Инверсия принципиальная…

Проблема в нашем заблуждении, которое основывается на собственном чувстве вины, порой превосходящем само смысл искупления. Из-за самого действия Божьей жертвы, как бы «переворачивающей» привычной механизм религии жертва – Бог и меняющий на Бог – жертва, мы оказываемся порой в тупике. В тупики из-за того, что не можем «заплатить» Богу, заслужить Бога. И от этого возникает и часто определяет наше развитие вина. Вина как чувство неудовлетворенности именно таким Богом. Не — «ручным», не домашним, не похожим на обслуживающий персонал. Вина из-за того, что теперь мы понимаем. Влипли.  Либо любовь, либо ничего не получится. Вина помогает разъединению, дает необходимую «подушку безопасности» между человеком и Богом, допускающую одиночество и разлад в отношениях.

В этом безусловно кроется еще старое «языческое отношение к Богу. Отношение не как к Живому Богу, Личности , а как Богу по имени дай. Не имеешь такого Бога, зачем он вообще? Зачем Бог если он нее похож на каталог товаров по  почте…

Вещь нацелена на вас, она вас любит. А поскольку она вас любит, вы и сами себя чувствуете существующим — вы «персонализированы». Это и есть главное, сама же покупка играет второстепенную роль. Изобилием товаров устраняется дефицит, широкой рекламой устраняется психическая неустойчивость. Ибо хуже всего, когда приходится самому придумывать мотивации для поступков, любви, покупок. Человек при этом сталкивается с

тем, что он сам себя плохо знает, не существует как полноценный субъект, обманывает себя и испытывает страх. Если вещь не снимает это чувство вины от незнания, чего ты хочешь и кто ты такой, то она будет сочтена некачественной1. Если же вещь меня любит (а любит она меня через рекламу), то я спасен.

Жан Бодрийяр «Система вещей».

 

Бог выталкивает нас из привычного меняет не просто ценности, а сам взгляд на них изнутри. Нам трудно признать, что и Бога мы приобретаем, держа в уме его «способность», качество – подарить нам необходимое. И получая жертву первыми, мы не справляемся с ответственностью и виним себя. Для нас это привычнее. Бог показывает, что для искупления нужна лишь любовь к нему. И чувство вины будет уходить лишь по мере осознания, что за искупление, прощение не надо платить человеку. Бог освободил человека своей жертвой, своей волей, своей истиной.

 

Повеление. Выход из рабства.

(Св.Франциск Аззиский) Содержанием его проповеди была отдельная душа, покаяние и восстановление апостольской жизни. В более широких кругах она должна была производить впечатление как потрясающая проповедь покаяния; Адольф Гарнак. «История догматов».

Когда состоялось покаяние, изменяется и наше будущее. Мы получили дар Святого Духа и с Его помощью можем одолеть трудности, о которых никогда не мечтали, и устоять против соблазнов, против которых сами были бы бессильны.

Комментарий Баркли. «Деяния Святых Апостолов».

Мы приходим сюда и думаем, что Иисус всё уже сделал за нас.  И мы говорим: «Слушай, Ты, там, на небе. Я заплатил Тебе своим покаянием. Не мог бы Ты сделать для меня что-нибудь по-быстрому?» В этом случае я не думаю, что Бог отзывается. В этом случае, я знаю, кто отзывается гораздо быстрее, чем Бог. Потому что Бог противится только одному сорту людей, я прочитал. Бог противится гордым.

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,

31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.

(Деян.17:30,31)

 

Бог требует покаяния. Он требует осознания греховности.

Покаяние, проповедованное Иоанном Крестителем:  (Матфея 3:1-10).

Покаяние, проповедованное Иисусом Христом

(Матфея 4:17). (Матфея 9:13). (Матфея 11:20-21). (Луки 13:2-5). (Луки 15:7,10) (Луки 24:46-48).

Покаяние, проповедованное учениками Господа: (Марка 6:12).

Покаяние, проповедованное Петром:  (Деяния 2:38). (Деяния 3:19-20). (Деяния 5:31).

Покаяние, проповедованное Павлом:  (Деяния 17:30). (Деяния 20:20-21). (Деяния 26:20).

Кроме того, покаяться означает отказаться от того, кем вы являлись.

Израильтяне не захотели внять словам Иоанна Крестителя и совершили лишь показное покаяние. Когда же пришел наш Господь, сердце Израиля ожесточилось так, как никогда раньше не ожесточалось. Райл Джон «Размышления над Евангелием от Матфея».

Давайте подумаем, кем для нас является Бог: Судья, адвокат или прокурор. Многие представляют Бога как обвинителя. Они представляют Его таким потому, что они еще не освобождены.

Освобождаются эти люди пониманием того, что Бог воспринимает их как личность. Для церкви очень важно, чтобы человек, приходящий в церковь, выглядел уже как церковный человек, как христианин. Чтобы он не носил сережек, перстней, причесок, плохой одежды, чтобы он выглядел так и так.

Но Бог вообще этого не видит. Писание объясняет нам, как Бог смотрит на людей. Мы знаем, что пролита кровь Иисуса. И через нее Он не видит нас грешниками. А мы тратим свое время на то, чтобы

объяснить Богу, что грех не дает нам прорваться. Но, как бы мы ни пытались Ему это доказать, Он нас, христиан, не видит грешниками. У Него другое стекло, другой взгляд, другое видение на нас. Для

Него ты омыт. И для Него ты с Ним примирился. Через кровь Иисуса Христа Бог видит и общается только с

личностью. Но как личность видит Бога? Часто личность представляет Бога как прокурора, как

обвинителя. Или человек начинает думать, что Бог – адвокат, которому он заплатил своим покаянием. И теперь адвокат не может сделать с ним чего-то плохого. Мы думаем, что раз мы теперь христиане, то как Он может нас не благословить? Это вера новорожденных, новообращенных: «Давай, давай, давай, давай!» Богу необходимо разрезать Своим Словом душевное и духовное, чтобы человек сам имел выбор, отделил и принял решение в пользу духовного. Не видя этого выбора, не понимая, как его можно сделать, человек не вырастет. Человек был уже до встречи с Иисусом Христом личностью со своими болями, одиночеством и проблемами и не вырос в Божьего. Когда ты приходишь к Богу, ты личность, которая, однако, не имеет в себе ничего хорошего, кроме того, что Бог вложил. Но человек-то этого не знает. Он не понимает причины, по которой он пил. Он не понимает причины, по которой он развелся. Он не понимает причины, по которой ему так больно. Потому что он не может еще отделить Божье от своего. И, приходя ко Христу, он думает: «Сейчас мне другую одежду дадут, и все это изменится». А причина осталась. Но в нем уже есть Божьи желания, мечты, стремления. Бог его таким сотворил. И вот рост человека начинается тогда, когда он начинает выбирать между Божьими мечтами и обычными человеческими мечтами, желаниями плоти, желаниями дьявола. Вот это рост. Когда он научится у себя внутри познавать доброе Божье, выносить его через все на свет и присоединять к большему Божьему. Вот такой процесс должен происходить. Что происходит, когда человек думает, что Бог – это адвокат? «Ну, Бог, я тебе заплатил. Все сделал для тебя. Уж, конечно, Ты мне дашь

лучшую одежду». На что ориентированы христиане, когда только приходят в церковь? На одежду, на то, чтобы быстро их потребности были удовлетворены. Конечно, тебя все любят, обласкают, подарят, благословят, помолятся. Конечно, ты одежду получишь. Но что будет с тобой через два-три месяца? Ты приходишь на следующее служение сияющий. А на следующем служении еще одни каются. И ты уже не

в центре внимания. Ты остался один на один – с кем? Ты должен остаться один на один с Богом.

Бог – это Судья, который приходит и начинает взвешивать твои поступки во Христе. Ох, какой урон мы терпим от этого! Мы даже не представляли, что Богначинает нас взвешивать. Мы даже

не представляли, что каждый наш поступок оценивается по какой-то шкале.

С момента покаяния ты вошел в «Его народ». Определение это означает не только новое мышление, но и новую ответственность, поэтому и богословие часто подменяется в церкви и делится на

обвинение, защиту и истину. Став Божьим, ты попадаешь под Его юрисдикцию, которая делится на благословение и проклятие. И если до покаяния ты грешил одним грехом – «неверием», то теперь ты

принял Дух Божий и судит тебя Слово.

«Богсудия праведный, и Бог, всякий день строго

взыскивающий, если [кто] не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими».Псалом 7:12-14

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Евангелие от Матфея 7:13,14

Когда Писание говорит «многие» и «немногие», имеются в виду верующие. То есть немногие верующие идут тесными вратами. И многие идут широкими.

Приходя в церковь, мы даже и не думаем, что тот брат или та сестра идут плохим путем.

«Как так? Они же христиане! А ну-ка, я возьму последую их путем». Итак, нужно признать, что путь, по которому Бог будет тебя вести, другой. Как Бог работает с личностью – это его эксклюзивное

ноу-хау. Как бы нам хотелось, чтобы все люди в церкви шли по тому пути, что и мы. Мы же, по крайней мере, знаем, как его пройти. Так не получится.

А где нет страха, там нет исправления. Где нет исправления, покаяние по необходимости является тщетным, ибо оно не имеет плода, ради которого Его насадил Бог, т. е. ради спасения человека. Тертуллиан.  О покаянии (De paenitentia).

Итак, с одной стороны — «восьмеричные средства» йоги и буддизма, включающие в себя физические и дыхательные упражнения и всякого рода сложные психотехнические приемы медитации, а с другой стороны — покаяние. Представим себе такую ситуацию: имеется некая мощная стальная дверь, запертая на ключ. У того, кто не имеет ключа, есть масса способов открыть эту дверь — использовать лом, кувалду, стенобитную машину, дрель, автоген, динамит, лазер, едкие химические вещества и т.д. и т.п. Но ни один из этих способов — при всем их разнообразии и технической изощренности — не гарантирует открытия двери и не является истинным способом открывания. Конечно же, дикарю, не знающему о существовании замков, ключ — этот маленький кусок металла — покажется смешным в сравнении со всем этим арсеналом разрушительных средств и их грохотом, огнем и дымом. Однако только ключ способен открыть дверь, не повредив ее — все остальное излишне. Так и в нашем случае: лишь такое «неубедительное» действие, как покаяние, является истинным ключом к дверям царства Небесного; вся же прочая индустрия взламывания дверей, закрытых Самим Господом, есть лишь воровские уловки, губительные для самих воров. Именно так и следует расценивать восточные методы «спасения». Иерей Владимир Елисеев. «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения».

В «Агни-йоге» наложен запрет на покаяние. «НЕТ НИКОГО, КТО БЫ МОГ ПРОСТИТЬ ЕМУ (человеку. – Авт.) ЕГО ГРЕХИ ИЛИ ВОЗДАТЬ ПО ЗАСЛУГАМ… ЛИШЬ ОН САМ ЕСТЬ СОЗДАТЕЛЬ ПРИЧИН И СЛЕДСТВИЙ»,– сказано в одном из писем Е. И. Рерих.  «Глобальная этика» достойно продолжает: «Не к месту заниматься самобичеванием, одумайтесь, ведь вы прекрасны», «не отдавайте отчета – отчет отдан вам», «почитайте веру Свою». Главным же грехом человеческим названа «закоснелость форм и взглядов, косность в восприятии действительности и собственного я». Иеромонах Анатолий (Берестов)Алевтина Печерская «Православные колдуны» –Кто они?

Согласно Библии, человеку более всего нужно покаяние. Оно является актом личного нравственного выбора. В сравнении с восточноязыческими учениями, вся Библия основана на данной человечеству Богом нормативной основе нравственности и добра. Нарушение этих нравственных норм ведет к страданию — временному или вечному. Не просвещение и знание спасут человека, а искупление и прощение. В этом и состоит главное отличие библейского учения от других религиозных доктрин. Николай Порублёв. «Культы и мировые религии».

Покаяние и раскаяние.

Иуда покаялся («метамеломаи»); он пожалел о том, что сделал, но его покаяние не было спасительным. Другое греческое слово, которое переводится как покаяние («метаноэо»), значит изменение сознания человека. Это то покаяние, за которым следует спасение. Питер Моузес. «Исполнение библейских пророчеств».

Исход 13:17: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел его по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся (в английском варианте «чтобы не покаялся») народ, увидев войну, и не возвратился в Египет».

 

в итоге покаяние для Бога  или раскаяние и жизнь для себя?

Покаяние — это перемена мышления и отношения к греху и его причинам, а не к его последствиям. Бивер Дж. «Сердце в огне»

Русское отношение к покаянию.

«Возрождение, – подчеркивает митрополит Антоний (Храповицкий), – вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев» А. И. Осипов, профессор МДА «Ф. М. Достоевский и христианство».

Раскаяние, а не обращение к Богу это форма сопротивления человека. Человек даже каяться желает по-своему и так как он это считает нужным. Мы опять возвращаемся в этом к идее «домашнего, ручного Бога». Человек не желает каяться, оставляя всё, теряя всё. Он хочет гарантий, сохранения своих ценностей и достижений.

Поэтому покаяние без последующей веры всего лишь раскаяние не приводящее в итоге к Богу.

Богословы различают два вида покаяния. Первое — attritio — иллюзорное, или ложное покаяние. Признаками его бывают угрызения совести, вызванные страхом наказания или угрозы потерять благословение. Мамы и папы хорошо знают этот вид раскаяния, когда ребенок, пойманный за руку при попытке стянуть печенье, хнычет, предвидя родительскую взбучку: «Пожалуйста, не шлепай, я больше не буду!» Подобные мольбы, подкрепленные крокодиловыми слезами, обыкновенно не являются свидетельством искренних упреков совести за скверный поступок. Такое раскаяние выказывал в свое время Исав (Бытие 27:30-46). Не о грехе своем он сожалел, а о том, что лишился положенного ему по праву первородства. Итак, в основе иллюзорного покаяния лежит попытка забронировать себе обратный билет из ада или избежать какого-то иного наказания. Contritio — искреннее раскаяние — есть покаяние истинное и богоугодное. Это — подлинное покаяние, то есть глубокое сожаление грешника о том, что он оскорбил Бога. Искренне кающийся человек откровенно и полностью исповедуется в своих грехах, не пытаясь искать для себя извинений или оправданий. Это признание своей греховности идет рука об руку с готовностью возместить нанесенный таким образом ущерб, как только это станет возможным, и с решимостью раз и навсегда отвратиться от греха. Такой дух раскаяния являет Давид в псалме 50: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня… Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Псалом 51:12, 19). Роберт  Ч.  Спрол «Основные истины христианской веры».

«…Царь (Иван Грозный) стал заносить имена своих жертв в синодик, служил по ним панихиды и искренне считал свое покаяние совершенно достаточным для образцового православного христианина». Л.Н. Гумилев. «От Руси до России»

Покаяние из-за любви единственно верный мотив.