Комментарии
- Алексей Шишков: Спасибо за отзыв, Сергей. Написал эту статью в день первого минтинга и до сих пор на сем стою))
- Сергей: Алексей, спасибо за статью! Разделяю Вашу мысль. Так или иначе мы должны стать государственниками! Людьми,...
- Pakmajya: Спасибо большое за работу, за смирение и кротость, которые позволяют любить и служить….
- Сергей: 6 минут жизни… А я уши развесил, думал на полчаса… ))) Спасибо! Это прекрасно, что такое...
- петр: без любви и смерть твоя БОГУ не нужна
Метки
Как нас легко найти!
Мы в контакте
Российский протестантизм с точки зрения религиоведа
14 апреля 2006
Лопаткин, Э.А.
профессор Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации
Доклад на конференции Российского Евангельского альянса, Москва, 1.04.05
В настоящее время в России имеют место следующие точки зрения на протестантизм в ней:
- это случайность, не имеющая права на существование в России. Носители этой точки зрения относятся к протестантизму в России нейтрально;
- он навязан из-за границы, опасен для России, для традиционной Православной церкви. Сама Православная церковь обвиняет протестантизм в прозелитизме. Представители этой точки зрения А. Дворкин и А. Кураев часто цитируются масс-медиа и обывателями;
- это прикрытая религией коммерческая деятельность или деятельность зарубежных спецслужб;
- это спасение для России;
- это воля Божья для России.
Эти точки зрения, на мой взгляд, настроены на борьбу друг с другом. Хотя, как я думаю, Россия нуждается в умиротворении, а не в религиозном противостоянии. Хочу предложить вам ещё одну точку зрения на протестантизм в России — это историческая закономерность. Мне приходилось высказывать эту точку зрения в публикациях нашей кафедры. Протестантизм в России — это объективная реальность. Он знак встречи двух цивилизаций: Российской православной и Европейской протестантской.
В 16-м веке Русь нуждалась в достижениях, которые уже имелись в западной Европе. Западноевропейская цивилизация совершила на тот момент большой скачок в результате Ренессанса. В свою очередь Европа нуждалась в России — её посредничестве в торговле с Востоком, её рынке, её умах. Россия принимала иностранцев-протестантов не как представителей иной веры, а как носителей европейских достижений, как обладателей капиталов и агентов международных связей. С этих позиций посмотрим на процесс формирования Российского протестантизма.
1. Процесс формирования протестантизма в России
Прежде всего, протестантизм пришёл в Россию из Германии, Англии, Голландии. С развитием связей иностранные купцы открывали свои подворья и получали разрешение от Московского правительства на отправление своих религиозных нужд, не распространяя их на население России.
Другой источник протестантизма — приглашение иностранных специалистов из Европы. Это — медики, зодчие, оружейники, геологи, мастера ремёсел, военные советники. Особенно много специалистов поселилось в России по приглашению Петра I и Екатерины II. Многие из них заняли важные посты в университетах, правительстве. Они стали деятелями русской культуры и науки. Это были в основном лютеране.
Затем к ним прибавились меннониты, приглашённые Екатериной для освоения Поволжья.
Ещё один источник протестантизма в России — пленные после войн. Иван Грозный сформировал немецкую слободу из пленных, захваченных в Ливонской войне. Самый многочисленный источник протестантизма в России — это территории после войны с Ливонией, а также Польша.
Протестантизм очень уважали в России. Политика Петра I была достаточно мудрой, когда он дал указание строить кирхи в России, чтобы лютеране не бегали на службу за границу, чтобы они осознали себя гражданами России. Переселение христиан из Прибалтики и Финляндии для освоения внутренних земель России — ещё один источник протестантизма в России. Позднее стали возникать смешанные общины из коренных россиян и приезжих протестантов. Далее протестантизм стал проникать в Белоруссию, Украину. Этот процесс занял около 4-4,5 веков.
Современные протестанты имеют в своей истории 3, 5, 7 поколений исповедания протестантизма. С правовой точки зрения разговор о традиционных религиях не имеет права на существование. Но с фактической точки зрения надо признать, что протестантизм — традиционное для России вероисповедание. Протестантизм должен стать Российским, иначе он не будет иметь право на существование здесь.
Наши современники черпают свои знания о протестантизме из средств массовой информации, что не всегда объективно. Вышли второй том Энциклопедии религиозных организаций под редакцией Филатова, книга Подберезского «Быть протестантом в России». К сожалению, в нашей стране очень мало книг о протестантизме. В этом одна из причин, почему в обществе существует искажённое понимание Российского протестантизма.
2. Статистические показатели протестантизма в России
Протестантские объединения — наиболее динамичные для России. По сравнению с 1992-м годом количество христианских общин выросло: православных с 2880 до 11222 (в 4 раза), а протестантских с 510 до 4435 (в 8 раз). По количеству объединений протестанты вышли на второе место, опередив мусульман, но по численности паствы отстают от православных и мусульман. Но хочу повторить, что протестанты — отличаются большой активностью, ищут общения с единоверцами, активно распространяют своё учение.
В протестантских церквах происходит заметное омоложение состава верующих. Происходит процесс выравнивания общин по половому составу. От 80-90% женщин в начале 90-х гг. к более сбалансированному составу: теперь есть и мужчины, и женщины. Это даёт надежду на рост воспроизводства. К сожалению, до сих пор в социологических опросах участвуют только единицы протестантов.
3. Проблемы и задачи протестантизма в России
Основная проблема — воспитание протестантской элиты, которая могла бы занять достойное место в государстве. В советское время протестантам не давали возможности расти. Единственной сферой активности протестантов в то время были профкомы. Теперь наступила свобода, тут бы и развернуться протестантам. Оказалось, что православные, мусульмане, иудеи сразу получили места в элите лидеров общественного мнения. Эта элита сразу вспомнила, что они православные, мусульмане и иудеи.
Для протестантов же это оказалось более трудным. Да, сейчас имеет место огромный интерес к образованию среди протестантской молодёжи. Но этот процесс, на мой взгляд, не может идти стихийно. Главной задачей лидеров Протестантской церкви в России должен стать подъём своей элиты, качественное изменение своих общин.
Хорошее развитие это движение получило в публикации «Социальной концепции протестантизма в России». Это очень существенный шаг. Я обратил внимание, знакомясь с ней, на одну очень хорошую тональность: «Желание дать ответ обществу в том, что протестантизм может дать обществу». Возвращаюсь, тем не менее, к вопросу о том, что россияне знают об этой Социальной концепции? – Очень мало или вовсе ничего. Поэтому нужно информировать о ней общество.
Очень важно задействовать субъективный фактор: со стороны государства — это позиция конкретных людей с законом о религиях в руках и позиция людей, у которых есть свои собственные убеждения или предубеждения (следование подсказкам в том числе). Приведу единичный пример: резолюция ответственного лица на просьбе общины о строительстве здания: «Не хочу!». Другая резолюция: «Посоветоваться с отцом Петром»… Надо напомнить им об указе Екатерины о невмешательстве архиереев в дела других общин.
Протестантизму нужно реализовывать в обществе свою конструктивную роль, свой вклад, который, на мой взгляд, будет возрастать. От этого выиграет и общество, и церкви.